Воцарение Будулая Печать E-mail
28.03.2007

Иван Виноградов, канд. философ. наук
 

О цыганской проблеме большинство судит по песням вроде «Очи чёрные» или «Таганка». Более «опытные» испытали на себе многочисленные случаи мошенничества и надувательства. Последнее время с цыганами связывают стремительное расширение наркоторговли. Но всерьёз цыганским вопросом почти никто не занимается. Мы публикуем статью социолога, в которой вскрываются внутренние корни непонятного цыганского явления.   

По центральным и местным телеканалам неоднократно «по многочисленным просьбам трудящихся» телезрительниц поздне-бальзаковского возраста демонстрируют трогательную мыльную оперу о трудной судьбине очень положительного и обаятельного цыгана Будулая в исполнении артиста молдаванина Михая Волонтира (Буду-лай на некоторых цыганских диалектах означает «большое великое имя»). Подоспел ещё один бесконечный кино-теле-«шедевр» - «Кармелита» на темы из современной цыганской жизни - о романтически страстной любви россиянского юноши к очаровательной дочурке цыганского барона.

В самом Европарламенте интересы «несчастного и гонимого» пятимиллионного цыганского народа защищает депутат из Венгрии полуиудейка Ливия Ярка. Стоило только правоохранительным органам Петербурга осмелиться провести профилактическую операцию по пресечению незаконного оборота наркотиков, мошенничеств, квартирных краж, проституции и пр. под кодовым названием «Табор», как немедленно из стран Евросоюза и даже далёкой Австралии (!) понаехали-поналетели целые бригады профессиональных правозащитников отстаивать ущемлённые права «многострадальных, бедных» цыган!

Цыганофилы любят ссылаться на авторитет А.С.Пушкина, который в своих стихах и поэмах воспел «робких и добрых душою» романтичных «вечных вольных странников». (Кстати, слова: «романс», «романтика», «романтизм» вошли в европейские языки из цыганского: «рома», «романэ» - одно из самоназваний цыган). Но нельзя забывать и о том, что русский гений из-за недостаточной информированности изрядно идеализировал известного смутьяна-душегубца Емельку Пугачёва. (По некоторым данным - потомка  хазар, крещёного иудея Илию Пугача - платного агента шведского короля Густава III, воспитанника тайных польских масонских лож, который поднял мятеж во время русско-турецкой войны и чуть не сорвал решающее наступление армии А.Суворова). К сожалению, в русской национально-патриотической прессе «цыганский вопрос» практически не поднимался. Попробуем рассмотреть эту проблему объективно, опираясь на конкретные факты, понять причины вековых гонений цыган и попытаться сделать прогноз на будущее.

По мнению большинства исследователей, цыгане - самоназвание рома (народ), миллэлэ (чёрные), фараоново племя, мануши (люди) - это одна из низших каст Северной Индии, изгнанная оттуда в VIII- X веках н.э. мусульманами и индуистами за непотребное поведение и дикие социально опасные обычаи. Вскоре цыганские вожди-вайды привели свои таборы в Западную Европу, где стали выдавать себя за выходцев из Египта, бежавших от зверств исламистов.

Реакция европейских государей на появление в их владениях «фараонова племени» была на редкость единодушной. В Германии они были поголовно перевешаны. Во Франции - просто вырезаны. В Англии - объявлены неисправимыми бродягами и казнены всевозможными способами. В Австрии взрослых цыган обоего пола убивали без суда и следствия, а их малолетних детей отдавали на воспитание в монастыри и христианские семьи. (В Московское государство они пытались проникнуть в начале XVI  века, но были немедленно изгнаны обратно в Речь Посполитую. Лишь с 1733 г. цыгане начали постепенно обживать Российскую Империю, прибывая из Прибалтики). Спасшиеся чудом небольшие группы цыган укрылись в трудно проходимых горах и лесах, где создали разбойничьи шайки. Некоторые таборы сумели выжить благодаря тому, что превратились в труппы бродячих циркачей, дрессировщиков животных, артистов, музыкантов, мелких ремесленников и торговцев-перекупщиков. Повсеместно они считались людьми «третьего сорта» и потенциальными потомственными преступниками. Лишь в 1856 г. в Западно-Европейских государствах их освободили от рабства и уравняли в правах с коренными народами. Но время от времени власти разных стран вынуждены были прибегать к вполне обоснованным репрессиям против криминальных элементов в цыганской среде.

Именно цыган, а не какой-то другой народ постоянно привлекали к ответственности за конокрадство, воровство, мошенничество, спекуляцию, похищение детей и их уродование для сбора милостыни, за проституцию, колдовство, разбои и ... каннибализм! Даже в XX веке прошли судебные процессы, на которых были доказаны факты людоедства - дело Дебаи в Германии в 1929 г., суд в г. Кашау в Чехословакии в 1930 г. ("Большая советская энциклопедия", 1934, т. 60, стр. 783). В те же годы по Венгрии прокатились антицыганские погромы по той же причине. Ветераны правоохранительных органов помнят, что в конце 50-х годов в СССР прошёл строго закрытый процесс над группой «лиц цыганской национальности», обвиняемых в ряде убийств, скармливании трупов пушным зверькам и торговле пирожками с человечиной.

После этого суда Хрущёв подписал указ о принудительном направлении цыган в колхозы для привлечения их к сельскохозяйственному труду, а в случае отказа - приговаривать к лишению свободы за бродяжничество и тунеядство. Но эта очередная попытка «посадить цыган на землю», «окультурить», «цивилизовать» или ассимилировать вскоре провалилась, как и все предыдущие.

Так, ещё в 1861 г. в России после отмены крепостного права была создана специальная комиссия из высокопоставленных чиновников для составления проекта закона «Об устройстве и улучшении быта цыган». Бурная деятельность этой комиссии не дала никаких позитивных результатов, кроме дежурных многостраничных отчётов «о проделанной работе» с глубокомысленными рекомендациями типа: «улучшить», «усилить», «помочь» и т.д. - бюрократия при всех режимах одинакова! Её члены старательно и явно не без удовольствия регулярно по долгу службы посещали петербургские рестораны, кабаки и бордели, где внимательнейшим образом слушали задушевные и зажигательные цыганские песни, а также трогательные истории о тяжёлой таборной жизни. Тем временем конокрадства, мошенничество, похищения детей и пр. продолжались по всей Российской Империи, а потому Николай II в 1903 году вынужден был издать циркуляр «О безусловном воспрещении цыганам кочевания», который на местах практически не соблюдался - чиновники-взяточники только обогащались с его помощью, а все силы полиции и жандармерии тогда были брошены на борьбу с революционным движением.

Большевики после окончания Гражданской войны (1918-22 гг.) начинают «энергичную работу среди цыганского пролетариата с целью поднятия его экономического и культурного уровня, содействия переходу к оседлому образу жизни и общественно-полезному труду, привлечению к строительству социализма в СССР». В 1926 г. стараниями советских филологов создаётся цыганский алфавит на базе кириллицы, составляются и издаются немалыми тиражами словари и учебники, начинают выходить литературно-художественные журналы «Романы зоря» («Цыганская зоря») и «Нэво дром» («Новая дорога»). На все цыганские диалекты были переведены столь необходимые в повседневной таборной жизни «Манифест коммунистической партии» Маркса и Энгельса, «Государство и революция» В.Ленина, произведения русских и зарубежных классиков.

В Москве открываются 3 цыганские школы, 2 театра, несколько клубов и домов культуры. Всех желающих цыганят без экзаменов зачисляли в техникумы и вузы, принимали без лишних формальностей в ряды ВЛКСМ и ВКП(б). Благодаря титаническим усилиям большевиков к концу 30-х годов в СССР было создано целых 4 цыганских колхоза на Северном Кавказе, 2 - в Поволжье, 5 - в Средней Азии и 2 - в Московской области! Туда регулярно возили на экскурсии делегации зарубежных коммунистических партий, журналистов и просто представителей «прогрессивной интеллигенции» - разных ромэн роланов, бернардов шоу и пр. анри жидов, которые умилялись и восхищались, как умели, увиденному в этих «очагах образцового социалистического труда и быта».

Но подобное окультуривание «вечно гонимого народа» порождало недовольство и отчаянное сопротивление не только у обитателей кочующих таборов и их вожаков, но и у «несознательных» рабочих и крестьян страны Советов. Особое возмущение у антицыганских элементов города и деревни вызывало то, что цыган наделяли лучшими и плодороднейшими землями, за пользование которыми они вообще не платили налогов, выдавали крупные безвозвратные ссуды на покупки жилья, утвари и сельхозинвентаря. Результаты всей этой цивилизаторской многолетней деятельности по «советизации цыган» оказались нулевыми - к началу 40-х годов в СССР от цыганских колхозов и артелей не осталось и следа! Их члены либо разбежались по просторам необъятной страны, либо были осуждены советскими судами за различные уголовные преступления.

Начавшаяся Великая Отечественная война не позволила довести до конца окультуривание цыган, а после 1945 года надо было срочно восстанавливать разрушенное, и стало не до них.

Чем объяснить «цыганский феномен»? Почему за тысячу лет проживания среди других народов цыганские общины (таборы, лаи) не исчезли, не ассимилировались и сохранили свои обряды, мировоззрение и образ жизни?

Прежде всего, обратим внимание на цыганскую религию. Цыгане могут без тени смущения объявлять себя христианами всех оттенков, носить нательные кресты, посещать церкви и костёлы, если это нужно. Но при этом остаются фанатичными приверженцами своих традиционных верований. Вместе с распятиями на видном месте в их жилищах висит кнут, которому они усердно поклоняются и молятся перед началом любого дела. Рядом с этим священным символом силы и власти иногда помещаются христианские иконы, а в советские времена ещё и портреты В.И.Ленина и очередных генсеков (на всякий случай), у которых они просили помощи, но в случае неудач топтали их ногами и оплёвывали.

Верховным богом цыгане считают Девла (дьявола?!), очень похожего по своим деяниям на масонского «Великого Архитектора Вселенной», и ницшеанского «сверхчеловека», творящего в равной мере добро и зло. Ему помогают во всём многочисленные демоны, бесы, ведьмы и колдуны - чистейший сатанизм!

Злобные лошиличи крадут из могил трупики детей, вываривают их в утренней росе, мясо съедают, а из костей делают украшения и магические амулеты. Им помогают муло - бродячие мертвецы-зомби. В водоёмах обитают безобразные ниваши, которые топят людей и питаются утопленниками. Из под земли, из гор и лесов по ночам выползают ужасные ведьмы - кешалии и урмы и т.д. и т.п. Ни у единого народа на Земле нет столь мрачной и зловещей религии, основанной на животном страхе, но весьма успешно способствующей сплочению цыганских сообществ в противостоянии окружающему миру.

Суровая жизнь цыган в их непрерывной жестокой борьбе за элементарное выживание среди других враждебных им народов выработала чрезвычайно чёткое и жёсткое представление о добре и зле. Добро - всё то, что хорошо для меня и моего народа, зло - всё то, что для нас плохо. Я украл, обманул, убил - добро! Меня поймали, наказали, убили - зло! У цыган подобное представление сохранилось в чистом виде со времён первобытного строя: деление на «свой - чужой», «ром» - «гайджо». Контакты с нецыганами допустимы - в таборе и вне - в том же смысле, в каком возможен контакт промысловика-охотника с пушным зверем или чабана с овцой. Не случайно ни в одном из цыганских диалектов нет положительно-уважительного обозначения иноплеменников, а лишь злобно-оскорбительные. Помимо гад, гайджо (чужой, враг) нецыган обычно называют бузня - бузно (коза - козёл), цыцало, цыц (недруг), рохля - рохлин (жертва ограбления, оборванец) и др.

Крепко сплочённая, предельно криминализированная общность, управляемая вайдами (вождями), ахилами (судьями), чекко (старейшинами) и джамадарами (князьями, баронами) - вечная проблема правоохранительных органов различных стран. С цыганами практически невозможно договориться: любая договорённость с ними - это всего лишь временный пакт о ненападении, заключённый между любителем шашлыка и бараном. Для них мы только и исключительно «объект охоты». Кстати, профессиональные воры тоже людьми - «честняками», «блатными» - считают только себя, а окружающих «лохов», «фраеров», «навозов», «совков», «терпил», «фуценов» и т.д. за таковых не признают. Не случайно в российском уголовном арго («блатной фене») 167 цыганских слов. Для сравнения - из идиша и иврита позаимствовано «всего» 115, из французского - 86, финно-угорского - 9 и т.д. (см.: Грачёв М.А. «Русское арго». М., 1997, с. 82-86 и др.). Темы «Роль цыган, их мировоззрения и образа жизни в формировании криминальных сообществ и блатной идеологии», а также в складывании «революционной морали» российских и пр. «профессиональных революционеров» - ненаписанные главы истории криминалистики, ждущие своих исследователей.

Во всех цыганских таборах и посёлках процветает жесточайшее «патриархальное рабство», не ограниченное никакими законами и моральными нормами. Подбирают по вокзалам бомжей, отбирают паспорта у наркоманов и алкоголиков и заставляют их работать на себя за дозу «дури», стакан стеклоочистителя и тарелку баланды. Неженатым цыганятам заводят наложниц из числа девок-наркоманок, часто несовершеннолетних. Своих собственных детей цыгане обычно прекращают кормить в 4 - 6-ти летнем возрасте, заставляя тем самым добывать себе пропитание нищенством и воровством. С похищенным у иноплеменников ребёнком вообще не церемонятся - порой ампутируют ему безо всякого наркоза (!) руки или ноги и выносят на мороз (или жару) собирать милостыню - жалостливые «бузни» таким больше подают.

«Цыганская воля» и романтика существуют только в дешёвых теле-кино и литературных поделках. Женщины, особенно молодые, там полные рабыни. Власть мужчины над женщиной и ребёнком в таборе распространяется до беспредела - до решения вопроса о жизни и смерти. Сотрудники женских колоний ИТУ - ГУИН постоянно становятся свидетелями душераздирающих сцен, когда отбывшие наказание по приговорам судов цыганки на коленях умоляют, рыдая, начальников оставить их в лагере ещё на один срок, но не выпускать на волю! Тюрьма и зона для них курорт: рабочий день 8 часов, выходные есть, кормят три раза, чистые постели и одежда, по лицу кулаками не бьют и ногами в живот не пинают! Но выходящую на свободу цыганку обычно уже на КПП поджидает толпа родственников в присутствии адвоката ...

Своеобразие цыган в том, что они по сути - лакмусовая бумажка, чутко и чётко реагирующая на все изменения в окружающем мире, на коньюнктурный спрос в различных сферах, где можно получить максимальную прибыль, не особо утруждая себя физическими и умственными усилиями. Цыгане - не творцы-созидатели, а паразиты-адаптанты. Они - просто наиболее приспособленная для криминальной деятельности корпорация. Если абреки из дудаевской «Ичкерии» выбрали своей эмблемой изображение горного волка, то для цыганских преступных сообществ наиболее подходящим символом могла бы стать крыса. В старину они воровали лошадей, коров и детей. Затем занялись фарцовкой и спекуляцией. Торговали импортной косметикой и дефицитным ширпотребом в «застойные» годы. При Горбачёве перешли сначала на водку, а затем на незаконный оборот «лёгких» и «тяжёлых» наркотиков. И во все времена скупали и перепродавали золото, а также являлись непревзойдёнными уличными мошенниками и гадалками.

Кстати, для «внутреннего употребления в цыганских таборах используется иной вид предсказаний будущего. Самую старую цыганку поят «до упора» водкой, затем она выкуривает десяток-другой крепких сигарет и начинает, глядя на огонь, «пророчествовать», как дельфийская пифия. Из её пьяных бредовых выкриков чекко (вожаки) пытаются извлечь и осмыслить «сокровенное знание» о грядущем.

В последнее десятилетие цыганские преступные кланы освоили и монополизировали ещё один  очень прибыльный экзотический и зловещий вид криминальной деятельности. Откройте раздел платных объявлений в любой российской газете и посмотрите, сколько астрологов, дипломированных «академиков магии», ведунов-ведьм-колдунов, «народных целителей», потомственных гадалок, прорицателей, биоэнергетиков-экстрасенсов, телепатов, ясновидящих и пр. и пр. предлагают свои услуги очумевшему и отупевшему от «перестроек», «реформ» и потрясений населению России! По различным социологическим опросам от 30 до 45% россиян в той или иной степени верят во всякую мистику и чертовщину, а потому в одной только Москве по самым скромным подсчётам практикуют от 40 до 70 тысяч различных колдусенсов обоего пола! Оборот в этой сфере бизнеса составляет десятки миллионов долларов и по прибыльности уступает только торговле оружием и наркотиками, но уголовно не наказуем в современной эрэфии, а потому безопасен и даже престижен.

Практически все контактёры с астральным потусторонним миром используют в своих магических действиях амулеты, жезлы, ожерелья и др. ритуальные предметы, сделанные из фрагментов человеческих скелетов. Спрос рождает предложение, особенно когда речь идёт о баснословных доходах от не особо обременительной умственно и физически деятельности. За грошёвую плату цыгане нанимают бомжей, наркоманов и сумасшедших, которые ночью раскапывают указанные могилы, извлекают из них трупы или их части. Одежду забирают себе, а вываренные в вёдрах на пустырях за городом кости отдают заказчикам. Затем цыганские умельцы-косторезы-«ювелиры» обрабатывают изделия и продают за бешеные деньги «слугам дьявола».

Особым спросом пользуются костные останки детей, девственниц, самоубийц и людей, погибших не своей смертью. Бусы или чётки из фаланг пальцев или шейных позвонков оцениваются в десятки тысяч долларов!

До недавнего времени деньги интересовали цыган только «постольку-поскольку». Жили в грязи и нищете, а копили рубли на поминальные многодневные пиры и на покупку золота, которое забирали с собой в могилы в прямом смысле. Если древние греки клали в рот усопшему бронзовую монетку обол для оплаты услуг Харона - перевозчика душ через Стикс в Аид, то цыгане для покупки «тёплого местечка» в загробном мире у своего Девла наваливают в гроб покойнику всё имеющееся в семье золото. Затем гроб заливают полуметровым слоем бетона, чтобы избежать разграбления захоронения кладбищенскими ворами. И всё начинается сначала: копят деньги, скупают золото и т.д.

У одного из цыганских баронов оперативники ФСБ при обыске изъяли два амбарных мешка, набитых под завязку советскими сторублёвками, изъеденными мышами. У другого стены и потолки в огромном  доме были обшиты золотыми пластинками толщиной в 2 микрона. Правда, в последнее время богатые цыгане начали оборудовать свои роскошные особняки-дворцы «навороченными» импортными системами видеонаблюдения, каких не имеют многие секретные военные объекты!

Цыганская верхушка выходит на взаимовыгодные контакты со столичными и региональными политическими, научными и творческими «элитами». На подкуп чиновников, депутатов, учёных и артистов из таборных общаков выделяются огромные суммы. Пока трудно сказать, сформулирована ли уже своеобразная очередная теоретическая доктрина «расового превосходства» цыган над всеми прочими народами по типу нацистской, иудаистской, негритянской и пр., а также идея установления их мирового господства в будущем. Но уже появляются публикации «учёных мужей», доказывающие происхождение цыган от древнейшей лемурийской расы, называющие их потомками атлантов и одним из «потерянных колен израилевых. По всем каналам телевидения круглосуточно идёт пропаганда самой оголтелой цыганщины: праздности, вседозволенности, распущенности, мистики и пр. В обыденное сознание цивилизованных народов внедряются стереотипы чисто цыганского поведения в обществе. Обратите внимание на внешний вид и расхлябанное поведение современной «продвинутой» молодёжи на тусовках и концертах рок-звёзд. Серьги, пирсинги, татуировки на всех частях тела, растрёпанные сальные волосы, гортанные бессвязные выкрики, непристойные жесты - чем не цыганские таборы?

Любопытная деталь: модная поп-группа братьев Крестовских называется «Уматурман» - вроде бы по имени голливудской «звезды». По-цыгански «напиться пьяным (вумат)» - уматаре. Чем не «индикатор присутствия» для посвящённых?

Сейчас главным промыслом цыган стала наркоторговля. В статье "Табор приходит с зельем" нижегородский журналист Вадим Андрюхин пишет о цыганской общине в городке Кимры Тверской области, создавшей катастрофическую ситуацию с наркотиками. Тем не менее руководители "Федеральной автономии цыган России" при поддержке наших и западных правозащитников подали в суд на НТВ якобы за разжигание "межнациональной розни". В.Андрюхин пишет: "Однако заверения правозащитников противоречат тому, что мы видим в реальности. А реальность такова, что честно работающие цыгане являются скорее исключением из общего правила практически тотальной вовлечённости цыганского народа в преступную деятельность. И прежде всего - именно в наркобизнес. Так, руководство Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России считает, что цыганские общины стали эффективным инструментом наркоторговли. По оценкам силовых ведомств, почти 90 процентов цыган занимаются этим страшным видом деятельности" (газета "Новое дело", № 19, 2006). 

Как и в любом народе, среди цыган, конечно, есть хорошие, культурные образованные люди! Но вырваться из-под жёсткой власти табора могут лишь немногие. Они, как правило, вынуждены скрывать своё происхождение и стыдятся его. Во-вторых, неизвестно, какой двойной или тройной жизнью живут эмансипированные цыгане, официально порвавшие со своими сородичами, чьим неписаным законам и обычаям они вынуждены подчиняться до конца дней. Ведь за измену власти табора их может ожидать самая жестокая казнь.

В нижегородским посёлке Луч две цыганские семьи несколько лет назад были заживо сожжены в своих домах только за то, что отказались распространять наркотики, а стали торговать на базаре галантерейными и парфюмерными товарами. Об этом жутком случае писали в местной прессе, но виновных не нашли. Официальная версия: «несчастный случай, неисправные газовые баллоны и электропроводка». Дело закрыто, и подобных происшествий по России немало ... У каждого цыгана есть многочисленные родственники во всём мире, а цыганская почта и незримая властная вертикаль со своей иерархией рода и племени действует безотказно не одно столетие.

В сущности дело вовсе не в цыганах и их вековых вредных традициях. В любом народе в разном количестве всегда были и есть индивиды аморальные с криминальными наклонностями, душевно больные, умственно отсталые, неспособные к общественно-полезному интеллектуальному и физическому труду в силу различных причин социального и биологического характера. Как правило, они успешно сплачиваются в преступные группы и сообщества. Именно для обуздания подобных патологических особей пишутся законы, составляются своды табу и предписаний, создаются пеницитарные системы и перечни наказаний. Нормальные умные, здоровые и трудолюбивые люди в таких мерах воздействия не нуждаются - им хватает здравого, житейского опыта и моральных установок для того, чтобы жить в мире и согласии с окружающими, независимо от национальной и религиозной принадлежности.

Ситуация в современной России не внушает оптимизма. Нет числа законам, принятым Госдумой за годы реформ, и их результаты очевидны. Всё тяжелее живётся в РФ законопослушным, порядочным, творчески одарённым, способным к созиданию людям и всё вольготнее становится различного вида паразитам и хапугам всех наций и народностей, не отягощённым никакой моралью. Значит, по-прежнему будут десятки тысяч обманутых, обворованных, отравленных «бодягой» и наркотиками, развращённых до скотского состояния людей. Причём повинны в происходящем не только и не столько цыгане - сама атмосфера, сложившаяся в российском обществе, способствует процветанию и размножению аморальных и криминальных  элементов - худших представителей разных национальностей.

Для решения «цыганской проблемы», как, впрочем, преступности в целом, необходим комплекс законов и общегосударственных мер, рассчитанных не на одно десятилетие. Нужна державная воля власть предержащих, заинтересованных в безопасности граждан, в их защищённости от посягательств любых преступных сообществ и групп. В здоровом, благополучном обществе различным паразитам нет места. Если в 30-40-е годы XX века в СССР были практически искоренены наркомания и проституция, то ни цыганам, ни кому-то другому не приходило в голову заняться этими незаконными промыслами - риск был велик!

Успех (или неуспех) избавления нашего народа от всей той мерзости, что творится сегодня в России, зависит не только от твёрдости властей и компетентных силовых структур, но и от правосознания и моральности граждан. Что случилось бы, если какой-нибудь развесёлый цыганский табор с тётками-гадалками-побирушками, наркотиками и прочими демократическими ценностями, забрёл случайно на территорию Исламской Республики Иран? Проживающие там персы и персиянки быстренько поставили бы на место «вольных странников» без привлечения «Корпуса стражей Исламской Революции» и полиции. Пришлось бы остаткам «фараонова племени» из числа уцелевших после воспитательных мероприятий несознательного коренного населения срочно подыскивать другую, более «цивилизованную» и толерантную страну или же вести себя прилично, заняться общественно-полезным трудом и соблюдать законы приютившего их государства.

Нижний Новгород

Источник: газета «Память» № 3 (170) и № 4-5 (171) за 2006 г.  

 


Ново-Николаевский отдел СРНsrnnsk@gmail.com