Национализм Печать E-mail
24.03.2007

Николай Титов

 

В широком смысле, национализм есть учение о нациях, где рассматриваются в генезисе и соотношениях такие понятия, как нация, народы, национальности, государство, национальная идея, национальные проекты и национальные интересы, национальная безопасность и национальная элита, национальное достоинство и национальное унижение и т.п. Применение этого учения к собственной нации на практике ставящее своей целью борьбу за права своего народа, или развитие его самосознания, или осуществление масштабных национальных задач и проектов, не может происходить без любви и преданности к нему, что и выражает национализм в узком, практическом смысле. Националисты жертвуют своей свободой, своим личным благополучием ради свободы и процветания своего народа, усиления своего государства.

Мы все живем в едином национальном организме, каждый общественный орган которого выполняет свою функцию необходимую для его жизнедеятельности, а мы, люди, являемся клеточками этого огромного организма. И благополучие каждого из нас и наших семей зависит отнюдь не только от нас самих. Оно создается не замечаемым нами трудом наших ученых, инженеров, рабочих, журналистов, священников, предпринимателей по обеспечению различных услуг, внутренней и внешней безопасности, созданию нормальных условий нашей жизни. Отсюда для каждого из нас на уровне его собственной совести встает вопрос долга, чести и исполнения обязанностей перед своей нацией, которую как отца с матерью не выбирают, а просто исполняют перед ними свой сыновий долг. В России миллионы служат не за страх, а за совесть своей стране и нации даже не осознавая, что идеологией этого служения и является национализм.

 К сожалению, слово «национализм» у нас приобретает неоправданно негативное звучание. Особенно применительно к термину «русский национализм». В любом российском словаре читаем: «Национализм - это идеология, направленная на разжигание национальной вражды, путем превосходства одной нации над другой». Но это то же самое, что и нацизм - одна из крайних среди разнообразных форм национализма. А вот американский словарь Вебстера (издание США, 1987г.) определяет понятие «национализм» как «преданность своему народу, а также защиту национального единства или независимости». Японская энциклопедия - как «всеобщую приверженность и верность своей нации». Британская энциклопедия утверждает, что «национализм - это верность и приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов». Таким образом, в международно-принятом понимании национализм является своего рода инстинктом самосохранения нации как единого организма, который не позволяет ей быть поглощенной, ассимилированной, завоеванной другими. Поэтому национализм - вещь вполне приемлемая для нормального человека: нельзя строить свое личное или групповое счастье на несчастье своей страны и своей нации. Такого же мнения были убежденные националисты, не скрывающие своих убеждений - М. Тетчер, Ш. де Голль, Р. Рейган и многие другие известные западные лидеры, чего не скажешь о наших бывших лидерах - М. Горбачеве и Б. Ельцине.

 

Генезис и строение нации

Существует широко известное определение понятия «нация», данное еще в 1929 году И.В. Сталиным: «Нация - это исторически сложившаяся общность людей, возникшая на базе общности четырех основных признаков, а именно: на базе общности языка, общности территории, общности экономической жизни и общности специфических особенностей национальной культуры».

Данное определение нельзя назвать достаточно полным. Например, еврейская нация, как и цыганская народность, не имеют общности территории. Более того, еврейская нация не имеет и общности языка, при этом ее национальное единство и самосознание весьма устойчиво. Замечу, что данное определение хорошо проанализировано в статье Алексея Кибальчича, «НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ», впервые опубликованная в альманахе "Третий Рим" в 2001 году и выложенная недавно на сайте Русского Общенационального Союза.

Очевидно, что нация больше, чем только население, представляющее просто множество жителей, совокупность людей, проживающих в каком-либо месте.

Население, состоящее из семей, родов, трудовых коллективов и организаций, объединенных общностью своего положения, происхождения, идеалов, интересов и целей представляет собою то или иное общество.

Общество внутри себя имеет производственные, социально-экономические и политические организации, связанные различными отношениями между собой. В отличие от населения, общество может быть наделено самосознанием, иметь общественное мнение, способы и средства его выражения через СМИ, культурные и общественные организации, т.е. выступать как коллективный субъект. Вообще говоря, любая организация людей в обществе от простой семьи до массовой партии может выступать как коллективный субъект, если она через своих особых представителей, способных к самовыражению, наделена собственным самосознанием. Самосознание вообще есть «полное понимание самого себя, своей отличительности, своего значения и роли в жизни и обществе, своих идеалов, интересов и целей» (см. словарь Ожегова). Таким образом, в составе общества может находиться грандиозное множество различных коллективных субъектов, взаимодействующих между собой и вырабатывающих общие идеалы, интересы и цели в масштабах более широких субъектов, таких например, как корпорации, партии, общественные движения, национальные образования и пр. Среди них особенно выделяется такая политическая организация, как государство, выступающая как коллективный субъект во главе с правительством и его органами, которая осуществляет управление и регулирование взаимоотношений между различными социально-экономическими, общественными организациями общества.

 Но одними из самых устойчивых во времени коллективных субъектов общества в процессе его жизни и эволюции проявляют себя национальности. Национальность (или народность) определяется как исторически сложившаяся общность людей, обладающая собственным самосознанием, особенной культурой, языком, неповторимыми психическим складом (ментальностью) и генетическими характеристиками (генофондом). При этом под культурой следует понимать всю совокупность духовных и материальных достижений (в религии, науке, искусстве, военном деле, строительстве и т.д.), относящихся к чему-либо (в данном случае к национальности). В целом, развитие и состояние общества во многом определяется эволюцией и состоянием составляющих его национальностей и государства.

На протяжении довольно длительной истории взаимодействие и сотрудничество различных, но сходных по своей расе (генетическим признакам) и культуре национальностей (народностей) на общей территории, в общих экономических и политических условиях, порождает новый объемлющий субъект национальных отношений - народ. Народ - это исторически сложившаяся устойчивая общность одной или нескольких близких по своим признакам национальностей (народностей), обладающая единым самосознанием и языком, единой верой, высокой культурой, обобщенным психическим складом и обогащенным генофондом. Одним из важнейших достижений какого-либо народа является собственное государство, защищающее его культуру, идеалы, интересы и ценности, имеющее патриотическое самосознание, совпадающее с самосознанием и интересами создавшего, учредившего и поддерживающего его народа.

Однако далеко не все народы способны создать или долго удерживать собственное государство. Многие из них историческим путем вошли в состав государств созданных более сильными народами, на тех или иных условиях. Сама история народов приводит их к следующему, более широкому коллективному субъекту - нации.

В этом смысле, нация - это исторически сложившаяся устойчивая общность одного или множества народов, обладающая общим самосознанием, общей культурой, государственно-политическим устройством, общностью экономической жизни и совокупностью материальных ценностей.

Формирование нации никогда не происходит как некий добровольный союз равноправных и равновеликих народов в силу его исторической неустойчивости. Во-первых, потому, что такой союз возникает как кратковременный альянс перед лицом внешней агрессии со стороны сильной чужой нации. Во-вторых, сил и времени существования этого союза недостаточно для образования крепкого объединяющего самосознания новой нации и центробежные силы собственных интересов и ценностей народов начинают преобладать. Напротив, формирование нации происходит как постепенное объединение разновеликих народов в результате жесткого или мягкого подавления (замещения) духовных и государственных форм и суверенитета слабого народа духовными ценностями и государственными структурами более сильного, с последующим включением его уже на правовой основе в состав нации.

Таким образом, нация, сформировавшаяся на базе нескольких или многих народов в течение определенного исторического периода, приобретает определенную структуру. Во-первых, обязательно наличие ядра (домена) нации - доминирующего и объединяющего народа, центростремительная духовная и государственная сила которого с одной стороны формирует единое национальное самосознание, культуру, язык, общие условия экономической жизни, а с другой, не позволяет реализоваться усилению национального сепаратизма в ущерб общенациональным интересам и ценностям. Во-вторых, характерно наличие оболочки нации - остальных ее народов, взаимодействующих между собой, и находящихся на разных «орбитах» от ядра нации, в смысле близости между народами по вере, языку, культуре, условиям экономической жизни, психическому складу и генофонду.

Различия в формировании тех или иных наций замечаются в разном соотношении духовных и государственных средств, используемых сильным народом при подавлении или включении более слабого. Почти все европейские нации в более приоритетном порядке использовали (и используют) жесткие формы государственного (военного, финансового и полицейского) подавления в сочетании с миссионерской деятельностью по замещению духовных ценностей включаемого народа. Так формировались немецкая нация (онемечивание западных славян), французская (коллизии с гугенотами), английская, испанская и пр. Русская нация складывалась мягче и дольше, в равной степени используя уважительное отношение к национальным традициям, культуре и вере народов при обратном требовании уважения к силе и ценностям православного государства и русского народа.

Еврейская нация формировалась довольно оригинально, почти без использования собственных военных и полицейских сил в отношении подавляемых народов. Еврейский народ сохранил, накопил огромный, регулярно обновляемый духовный потенциал, который при определенных условиях используется для влияния на сознание управляющих элит захватываемых народов с постепенным замещением и разрушением их самосознания. Кроме этого, используется серьезный финансово-организационный ресурс для подавления протестных настроений и принятия выгодных политических и деловых решений. Так было с некоторыми народами, например, с хазарами, часть которых оказалась интегрированной в более широкую еврейскую нацию, которая также состоит из своего ядра и оболочки. Еврейская империя - факт нынешнего времени и сложилась она в результате экспансии своих духовных ценностей, разрушения национального самосознания подчиняемых народов, установления собственного контроля над их культурными и материальными ценностями. Сила еврейской нации зиждется на иудаизме, масонстве, как организационной силе воздействия на национальные элиты, и огромных финансовых ресурсах.

 

Национальная безопасность

Могучие народы создавали империи за различный исторический промежуток времени и давали импульс для формирования новых наций. Но с течением времени слабело ядро, и распадались империи, не столько под воздействиями внешних врагов или внутреннего сепаратизма, сколько от потери источника своей силы - победоносной веры отцов и дедов, от смещения самосознания, веры, культуры, образа жизни нации.

Выразителем самосознания и культуры нации являются некоторые ее представители, составляющие, так называемую элиту нации. Национальной элитой называется часть нации, в концентрированной форме деятельно выражающая и защищающая самосознание, культуру, интересы и ценности нации и несущая ответственность за свое дело и состояние нации в целом. Стремление национальной элиты к самосохранению и развитию нации следует считать естественным. Для этого используются все возможные государственные и общественные средства и формы, идеология национализма и национальной безопасности. Однако, первой трещиной в единстве нации, куда устремляются ее враги, является различие между нацией и национальной элитой по положению в обществе, культурным, образовательным и материальным признакам и пр., способное перерасти в губительное противоречие. Оно искушает дух национальной элиты и смещает самосознание нации. А накопление этих противоречий на протяжении длительного периода и вовсе приводит к деградации элиты и утрате духовных сил нации.

Нация, народ и национальность начинают размываться тогда, когда они утрачивают свое самосознание, забывают или предают забвению свою культуру, свои духовные ценности; затем забывается свой язык, усиливается ассимиляция и размывается генофонд, утрачивается психический склад и происходит преобразование в иную национальную форму. Этот процесс в условиях возрастания плотности коммуникаций современной цивилизации происходит уже не сам по себе, а искусственно стимулируется и направляется извне со стороны конкурирующих наций, с использованием средств и методов преуспевшей в этом еврейской нации. При этом, как правило, деградирует или уничтожается национальная элита, рушится национальная государственность, если таковая имелась, нарушается строй экономической жизни, происходит безвозвратная потеря материальных и культурных ценностей, переходящих в чужую собственность более сильных наций и народов. Так было в России на рубеже 19-20 веков.

И, напротив, усиление нации происходит там, где возникает общее понимание значения и отличительности своих идеалов, интересов и целей, воля и сила к их воплощению. Этот момент всегда связан с определенным риском и непредсказуем по результату, так как может привести либо к поражению, либо к победе пассионарных сил нации. Но, как правило, национальный подъем является следствием неординарных действий национальной элиты и общей победы в национально-освободительной войне.

Соответственно и национальная безопасность должна пониматься как охранение национального самосознания, исторически и культурно значимых духовных святынь и ценностей, обеспечение национальных интересов, достижение национальных целей и задач; как обеспечение духовной, государственной, экономической, социальной и демографической безопасности.

Как видим, государственная безопасность является всего лишь частью безопасности нации вообще. Главной задачей национальной безопасности является сбережение и защита сбалансированной, гармоничной и справедливой системы интересов и ценностей всех коллективных субъектов нации, которые образуют и поддерживают данное государство. Если же возникнет ситуация когда средства и структуры государственной безопасности будут защищать интересы какой-либо одной части нации (одной национальности, корпорации или партии) и пренебрегать интересами другой части нации, также фактически поддерживающей государство, то в недрах нации возникнут параллельные структуры, самостоятельно выполняющие задачи национальной безопасности. Это могут быть общественные религиозные, культурно-исторические и политические организации, деятельность которых может либо повлиять на принятие сбалансированных решений ответственными лицами государства, либо привести к конфликтам на той или иной почве, множество которых подтачивает основание государственной власти.

 

«Многонациональный народ»

В свете вышесказанного никакой критики не выдерживает понятие «многонациональный народ», используемое в действующей Конституции РФ. Если под этим подразумевается единый народ, интегрированный из многих национальностей, то для России это - Русский народ с его более чем тысячелетней историей, что не соответствует дальнейшему тексту Конституции. Если здесь подразумевается объединение различных национальностей, то этим подчеркивается лишь этнический характер и недоразвитость единства нового российского народа, его историческая неустойчивость. Если же понимать «многонациональный народ» как союз равноправных наций, имеющих собственные развитые самосознания, не объединенные единой верой и культурой, и достаточно самостоятельные государственные образования, то этим просто фиксируется ситуация близкая к распаду и кратковременный характер декларируемой федерации. Урок распада Советского Союза по национальным республикам у нас перед глазами.

Единство России может быть укреплено лишь на пути формирования российской нации через усиление народа - домена. В современной России два народа претендуют на это место.

Еврейская община сейчас, безусловно, доминирует в государственных и важнейших корпоративных структурах, имеет огромное влияние на принятие государственных решений во внешней и внутренней политике, фактически во многом ответственна за нынешнее состояние российского государства, экономики и нации. Претендуя на статус национальной элиты и благодаря своему положению, общиной утверждается приоритет собственного самосознания и своих духовных целей и ценностей. В соответствии с ними совершается подмена фундаментальных принципов российской нации, формируемой на протяжении нескольких сот лет. Более того, предпринимаются попытки сформировать новую российскую нацию - «многонациональный народ», в системе ценностей, государственной форме, и межнациональных отношениях, основанных в противовес традиционному имперскому Российскому принципу - Православие, Самодержавие, Народность.

Вместо приоритета православия насаждается атеизм, свобода вероисповедания и принцип отделения церкви от государства. Вместо самодержавия и сильного государства насаждается демократия на западный манер и власть олигархов. Вместо народности, как принципа справедливого для всех распределения прав и обязанностей народов для обеспечения стабильности, национальной безопасности и интересов российской нации, насаждается интернационализм. Причем в форме принципа государственного бесправия русского народа - домена и равноправия не доминирующих народов, с возможностью иметь собственную государственную автономию, без учета их ответственности перед Россией, исторического вклада в формировании российской нации и различий по культурным, экономическим и демографическим возможностям.

Все это конечно способствует усилению национального сепаратизма и паразитизма не доминирующих народов России и СНГ, размыванию русского самосознания, всеобщему ослаблению русского народа, в том числе и его ответственности за удержание общенационального единства и целостного государства. Такое положение нельзя назвать устойчивым, и в перспективе российская нация обречена на распад, не успев даже родиться как единый «многонациональный народ». Центробежные и внешние силы разорвут внутренне слабую Россию, если будет продолжать слабеть русский народ. В такую Россию весьма рискованно вкладывать и долговременные иностранные инвестиции.

Однако доминировать в государстве еще не значит доминировать в нации, и быть управляющей элитой еще не значит быть элитой национальной. Еврейская община, как малый народ, не обладает объединяющей народы, центростремительной духовной и державной силой, формирующей единое национальное самосознание, способной нести ответственность за всю российскую нацию во время мира и войны, жертвовать собой и своими ценностями в отстаивании и защите национальных российских интересов, достижении великих целей. Державный народ не может быть народом - эгоистом. И таким народом - доменом, пока жива Россия, является Русский народ.

 

Преодоление двоевластия

Мы все еще живем в эпоху противостояния и двоевластия этих двух концепций к формированию российской нации. С одной стороны, действует тысячелетняя тенденция укрепления единства российской нации и государства под духовным и державным доминированием силы и ценностей русского народа. С другой стороны, действует противоположная тенденция ослабления единства российской нации, размывания русского самосознания и ведущая, в конечном счете, к расчленению России, замещением ее иным национально - государственным конгломератом. Если сравнить воздействия и борьбу этих тенденций на протяжении последнего столетия, то замечается некоторое постепенно растущее преобладание действия первой над второй. Так, если в 1917-18 годах произошло мгновенное, для исторического срока, изменение фундаментальной Российской триады - Православие, Самодержавие, Народность на триаду - Атеизм, Коммунизм, Интернационализм, то после победы 1945 года, атеизм перестал быть воинствующим, коммунизм стал патриотичным, интернационализм приобрел некий порядок в форме союза. После революции 1991 года, несмотря на пропаганду идейной вседозволенности и демократии, в России мощно возродилось и продолжает укрепляться Православие. Социалистическое государство сменилось на демократическое в отвратительной олигархической форме, что все более приводит население России к разочарованию и требованию сильной власти. Союз советских наций распался, обострив никем не регулируемые национальные проблемы в России. И главное, русская национальная элита, не поддержанная своим народом и уничтоженная в начале 20-го века, все это время вызревает в недрах своего народа и неизбежно продолжает усиливаться в государственных и общественных структурах, все ярче заявляя о себе. Поэтому, у нас нет иного выбора, кроме содействия усилению Российского государства и формированию единства российской нации путем укрепления русского народа, роста его самосознания, культуры, благосостояния и генофонда, как народа - ядра России. И это не чье-то желание, а действующий помимо нашей воли закон устойчивости долговременного развития нации, преодолевающего временные, пусть даже и в течение века, поражения. Подтверждением этому является возрождение традиционных русских организаций, таких например, как Союз Русского Народа, формируемых как духовное и политическое ядро Русского народа. Временный характер нынешнего двоевластия неизбежно должен смениться на постоянное единовластие Русской воли. Ведь сила и единство России - в русских и, конечно, в прирастающих к ним коренных российских народах.

 

г. Новосибирск

 


Ново-Николаевский отдел СРНsrnnsk@gmail.com